гузель (guzelmakhortova) wrote,
гузель
guzelmakhortova

Categories:

Вы смотрели «Триггер»? Я, да!

Как зрителю мне было интересно. Но как у психолога  нет однозначного впечатления, но есть послевкусие и рассуждения по поводу, которыми и хочу поделиться.
Несомненным плюсом сериала является то, что качественным высокобюджетным действом он привлечёт внимание широкой зрительской аудитории к практической психологии.  А именно, к тому факту, что душевные проблемы можно и нужно решать с помощью специалиста, а не запивая, занюхивая и не заедая.
Настораживает , что создатели фильма на волне интереса могут выпустить джинна из бутылки, когда часть «просветлённой» зрительской аудитории побежит искать психолога, который может через провокацию решить проблему за одну-две встречи. В то время как психологи-зануды академического толка обещают долго, дорого и без гарантий.
Когда смотрела ту или иную серию, основанную по утверждению создателей сериала на реальных историях, уподоблялась Станиславскому, точнее его «верю – не верю».
Первая серия с молодым человеком, справляющимся со стрессом с помощью самоповреждения. Физическая боль перетягивает на себя психологическую. Одна домината в коре головного мозга гасит другую.  Я могу поверить, что психолог Артём Стрелецкий смог «вылечить» это расстройство  за две- три встречи, потому что травма образовалась недавно. Совершенно случайно произошло закрепление способа избавления от психологической боли. Младший брат видит, как старший на своей свадьбе занимается сексом с любовницей, в то время как невеста бросает букет. Сжимая бокал в  руке, он ранится об разбитое стекло. И дальше это воспроизводится рефлекторно при сильном стрессе уже самопроизвольно. Выявив источники возникновения проблемы, Стрелецкий устраняет патогенный способ реагирования на неё, кстати,  относящего к психиатрическим расстройствам.
В другой серии, где мы опять имеем конкуренцию между братьями, могу согласиться с достоверностью «исцеления» лишь отчасти. Потому что у травмы другой срок давности и не только. Напомню, что в ситуации успеха у молодого человека начинается паническая атака , включается сценарий избегания успеха.
Очень красиво, когда горит сарай, в котором тебя запирал старший брат в моменты твоего триумфа в детстве. И ты продолжаешь в нём сидеть всю оставшуюся жизнь, но уже в своей голове. При таком развитии поведенческого сценария в душе образуется много пустот , участков, выжженных страхом наказания за победу. Стены сарая можно разрушить и вдохнуть свежий воздух, но привычка ходить по заданному периметру остаётся надолго. И справиться с этим самостоятельно бывает сложно.

А вот со знойной красоткой Лерой, которая не может забыть умершего мужа, Артём совершает махровую профессиональную ошибку. Если бы он читал и практиковал не только по методу Фарелли, но и уважительно относился к Фрейду, такого скорей всего  не произошло.
Но эта профессиональная ошибка, как ружьё Чехова, которое обязательно должно выстрелить, и задаёт кульминационное напряжение, а затем и развязку основного конфликта фильма.
Впрочем, всё по порядку. Безутешная вдова, сексуальная блондинка с пухлыми влажными губами -  стопроцентное попадание в психотип страстных женщин. Артём, чтобы разрушить её жёсткую фиксацию на мёртвом мужчине, воспроизводит первый секс пары в туалете театра, возбуждая женщину, но не доведя начатое до конца.
Эффект незавершённого действия по Зейгарник с одной стороны, с другой стороны Зигмунд Фрейд с его неразделимой природой любви и агрессии. Психолог, разрушив одну эротическую фиксацию, тут же становится объектом приложения сексуальных энергий клиентки.
Несколько напряглась, когда выяснилось, что Лера- вдова клиента Артёма, из-за смерти которого он и сел в тюрьму, поэтому первоначальным мотивом её обращения за помощью была месть «убийце» мужа.
  Я недоумевала, потому что была уверена, что не могла ошибиться. У меня  самой был с негативный опыт жёсткой эротической фиксации, возникшей в результате переноса, после которого  зареклась помогать кому-либо на волонтёрских началах.
Но Лера действительно полюбила, такие женщины не могут без любви. Они захвачены архетипом Афродиты. Тогда у неё мощный конфликт между новым чувством и виной перед погибшим мужем. Она распята между трагическим прошлым и новой любовью. И это всё выглядит очень убедительно.
Но Артём любит жену Дашу, которая не хочет его видеть, потому что считает предателем, после того, как он не признал своей вины на суде и отправился за решётку.
В профильных группах соц.сетей прочитала много нареканий по поводу игры Светланы Ивановой, исполнительницы роли жены Артёма Стрелецкого. Но для меня эта пара идеально подходит друг к другу. Потому что у них обоих обессивно - компульсивный тип личности. Переведу на бытовой язык, люди этого типажа стремятся всё контролировать , прежде всего подавляя личные эмоции, потому что  как мы знаем в тихом омуте…
В одной из серий мне показалось, что между отцом Артёма и его женой Дашей что-то есть как между мужчиной и женщиной. Устыдившись своих мыслей, списала их на профессиональную деформацию.
Но оставленная любовница Лера, женщина с атомной сексуальностью, мстит.  Судьба сама даёт ей карты в руки в виде генетической экспертизы сына Даши, которого Артём считает своим. Даша до появления неоспоримых доказательств отрицает отцовство Артёма, признаваясь, что после расставания с мужем для того, чтобы заглушить боль, она пустилась во все тяжкие. И это тоже вполне психологически достоверно.
Как и то, что первыми кандидатами для утешения вдов и оставленных жен является друзья и родственники мужа. Поэтому связь свёкра с невесткой не высосана из пальца, а психологически обоснована.
Несмотря на то, что сюжет фильма базируется на провокативном методе Фарелли,  основной конфликт, кульминация сериала - на крутом фрейдистском замесе. Противостояние сына-отца в эдипальном треугольнике, в котором  отец проигрывает жену , потому что она сильнее любит ребёнка, а не зануду – мужа.
Этот бессознательный конфликт длиною в жизнь. Отец пытается взять реванш в профессиональной сфере, затем залезает в постель жены сына и очень удачно, в яблочко, потом разрушает любовную связь с Лерой… Но и сын – не божий одуванчик, пассивная жертва отцовской зависти.
К сожалению, о зависти детей к родителям, родителей к детям  не принято говорить вслух, декорируя остроту проблемы темой  неблагодарных детей и токсичных родителей. В то время как в анализе постепенно, шаг за шагом при поддержке специалиста, клиенты прозревают, понимая истинные мотивы поведения членов семьи.
Последняя сцена, когда мачеха, истинная виновница смерти клиента Артёма,  приглашает его на крышу, ему было бы догадаться, что это ловушка, но он ослеплён болью от открытия связи отца и жены, результатом которой стало рождение ребёнка. Отец встаёт перед сыном на колени, но приводит его на край пропасти.
К чести Сергея Насибяна, в одном из интервью он говорит, что это художественный вымысел – решение проблем такого уровня за несколько встреч, потому что в реальной жизни нужно провести в кабинете психотерапевта годы, чтобы исцелиться.
Мне очень хочется верить, что тренер и коуч не лукавит.
Tags: гузель махортова, любовь, провокация, психотерапия, секс, триггер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments