Гарри Поттер отменяется, или почему чёрные лебеди нападают внезапно

Обращаясь за помощью к психологу, психотерапевту люди часто ждут чуда, специалист взмахнёт волшебной палочкой, и деньги, власть, любовь посыплются как из рога изобилия. Это далеко не так, хотя улучшение качества внутренней жизни, как правило, ведёт и к повышению качества внешней. 

Многие так называемые психологи считают, что не стоит копаться в прошлом, раздувать детские травмы и прятаться от реальной жизни в кабинете психотерапевта. Соглашусь, что такое имеет место быть. Но прийти на личную психотерапию, чтобы незнакомому человеку рассказать о самом больном, стыдном, о котором даже и думать то страшно – это очень мужественный поступок. Я в личную терапию пришла в 45 лет, и сейчас жалею, как и многие мои клиенты, что не сделала этого раньше.

Нужно разделять понятия краткосрочной и длительной психотерапии. Первый вид психотерапии показан тем, чья психика была подвержена травматическим воздействием кратковременно, от случаю к случаю, и уже в сознательном возрасте. Но часто , громкий резонанс «Нелюбви» Звягинцева тому свидетельство, ребёнок с раннего возраста пребывает в токсичной среде. И тогда погрешности в формировании психических функций увеличиваются  как снежный ком. Либо это может быть однократное воздействие такой силы, что детская психика, не имеющая иммунитета и способности переварить трагическое событие, вытесняет его в бессознательное, расщепляясь сама. Обычно это связано с невозможным с точки зрения социальных норм и правил событием, для ребёнка чаще всего – это насилие. Приведу в качестве примера героиню романа Эдварда Фицджеральда «Ночь нежна», девочка после смерти матери приходила в постель к отцу после ночных кошмаров, отец этим воспользовался…

Ребёнок с расщеплённой психикой, а затем и взрослый, как правило, странен и не понятен для окружающих. Люди не любят тех, кто отличается от среднестатистического большинства. Они часто начинают травить «чужака», изгоняя из своей группы. Происходит повторная травматизация. 

Трагическое событие, как нож, поразившее душу, начинает отпугивать окружающих людей. Травмированный ребёнок становится своего рода Маугли, у него нарушаются процессы социализации. Виолетта из «Травиаты»  поёт, что душе, оступившейся однажды, невозможно вновь подняться.

И здесь можно порассуждать о сакральном значении  травмы, потому что, когда раненого ребёнка отвергает мир людей, ему приходят на помощь ангелы. Мне бы хотелось остаться в естественно научной парадигме, подразумевая под ангелами скрытые резервы и возможности души, которые компенсируют деятельность поражённых участков психики. 

Невероятный мир Сальвадора Дали, женщины Бальзака, миры Гофмана, Алана Эдгара По, Гоголя – это благоухание сумеречных цветов пограничных миров  психики.

Я сама всю жизнь иду босиком, как по лезвию бритвы или битому стеклу, хотя не могу сетовать на Бога, и тем более просить у него добавки. Но… Часто моё утро начинается с мысли: «Что опять  жить?» Хотя и произвожу впечатление довольно жизнерадостного человека. Просто сила радости всегда равнозначна глубине страданий. 

Люди, травмированные в детстве, виктимны, т.е. несут в себе статус жертвы. Зачастую, пытаясь изменить отношение окружающих к себе, пытаются придерживаться золотого правила нравственности,  относиться к другим так, как они бы хотели, чтобы относились к ним. Но, как правило, в ответ получают унижение и пренебрежение, ранятся ещё больше. 

Ни в коей мере не оспариваю заповедей, прописанных в Евангелии. Но… Если ты жертва,  всегда притянешь своего преследователя. И золотое правило нравственности станет основой мазохистического поведения. В первой половине жизни, когда основной задачей и стратегией поведения является покорение социума, золото нравственности может стать приговором. Конечно, не стоит отказываться от него. Просто придерживаться избирательно, критически оценивая уровень внутренней культуры человека, с которым собираетесь поступить, придерживаясь золотого правила нравственности.

Не хочу сказать, что жертва сама виновата. Просто когда душа преисполнена чувствами вины и стыда, то  окружение всегда найдёт повод, чтобы добавить огня в пекло персонального  ада.

Разбираться с причинами возникновения деструктивных чувств, депрессии – лично мой Путь  и моих клиентов. 

Но на этом Пути важно соблюсти равновесие между внутренним и внешним пространством. Зачастую мы ,психологи, излишне всё психологизируем, точно так же, как люди внешнего мира, преимущественно экстраверты, ни в грош не ставят свою душу, её потребности, в лучшем случае откупаясь щедрыми пожертвованиями в церкви. Но душа рано или поздно заявляет о себе депрессией. Часто не проработанные на символическом уровне психологические проблемы  оборачиваются катастрофами во внешней жизни. Так Дух манифестирует себя.

Я долго шла к балансу между экстравертностью и интроверностью, гармонии внешнего и внутренних миров. Вспоминая добрым словом и Александра Сергеевича « … быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», Атона Павловича « в человеке должно быть всё прекрасно, и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

У некоторых  в личной истории нет сколько либо значимых драматических событий, тем не менее, они могут испытывать депрессии, панические атаки. Я не рассматриваю сейчас эндогенные причины возникновения депрессии , связанные с врождённым механизмом нарушения нейрогуморального обмена. Есть так называемые трансгенерационные механизмы передачи травм, т.е. мы можем ощущать на себе воздействие катастроф, которые испытали предыдущие поколения. 

Я наблюдала психологический коллапс при воспоминаниях о геноциде предков- армян, немотивированную жадность потомков крестьян, переживших тамбовский, поволжский голод. 

Кросс-культурные травмы революции, связанные с экспроприацией и раскулачиванием – отдельная тема. Дворянство, чтобы выжить создавало семьи с представителями низших сословий, а правнуков здесь и сейчас психологически «разносит» на американских горках диаметрально противоположных когнитивно-бихевиоральных  установок. Они полукровки, но социальные. 

Во времена Сталина страна стала одним большим лагерем, и роднились политические заключенные с урками – ворами. И это, поверьте на слово, тот ещё коктейль Молотова!  У меня нет сколько либо значимой статистики, только качественные наблюдения и анализ, имевший положительную динамику при условии понимания причин происхождения тех или иных немотивированных деструктивных программ, когда левая рука не ведает, что творит правая. В этом смысле мы все заложники истории нашей Родины. 

Одна клиентка, проходившая краткосрочную терапию, считала, что ей нужно родить ребёнка статусному любовнику и её психологические проблемы будут решены. У неё история Золушки. Маркиз Карабас проезжал с инспекциями по своим полям и угодьям в южной части России. Смотрит за кассой его точки сидит молодая, прекрасная девушка – сирота. Он взял и вывез её в Москву, квартиру снял в центре, оплатил обучение. Золушке, чтобы закрепиться нужен ребёнок. К слову, она очень религиозная. Терапия, паломничество принесли долгожданный результат. Я не стала настаивать, хотя понимала, что молодая женщина, потерявшая в одну чеченских компаний родителей, объект длительной терапии. Полгода назад раздался звонок: «Гузель, Вы были правы. Я – плохая мать, безумно люблю ребёнка, но не хочу жить…».

В своё время меня увлекла теория чёрных лебедей выдающегося экономиста. Футуролога Насима Талеба. Черным лебедем Талеб называет наступление чрезвычайного трагического события, наступление и исход которого сложно предсказать. Привожу выдержки из его книги « Атихрупкость»:

· Черные лебеди нападут на вас именно тогда, когда вам будет что терять, – такова цена успеха (и роста), а то и неизбежная кара за чрезмерный успех. 

· Опасность подкрадется к вам внезапно после долгого периода спокойствия, возможно, в тот самый момент, когда вы к ней привыкли и забыли о ее существовании.

Можно провести аналогию между черными лебедями трагических событий и трансгенерационных травм, передающихся из поколение в поколение. Изучение истории своего рода может не только помочь понять причины возникновения , но и подготовиться к ним. В этом смысле основная цель и задача психотерапии – формирование качества устойчивости , или по Талебу антихрупкости. Всё, что не убивает делает нас сильнее. 

И в этом смысле Чёрные лебеди не всегда нападают внезапно, к их атакам можно подготовиться, если мельница души мелет тонко - тонко, интуиция развита достаточно высоко.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded